Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач
- Глобальные компетенции. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Что нужно знать о функциональной грамотности!
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Мастер-классы PISA.
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLYwZLIXEaOKErJ1f1qJOWV73s2QoFRECe - Вебинары ГАУ ДПО ИРО РБ
- Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
- https://irorb.ru/funkcionalnaya-gramotnost/ раздел Функциональная грамотность на сайте ИРО РБ
- https://umcslv.bashkortostan.ru/activity/32972/ раздел Функциональная грамотность на сайте МБУ ДПО "УМЦ" ГО г.Салават РБ
Документы
- Письмо от Минпрос РФ (14.09.2021) Об организации работы по повышению функц. грамотности
- Письмо Минпрос РФ (15.09.2021) О коорд. органе по ФГ
- Приказ МОН РБ №1855 от 17.09.2021 о Координационном совете по ФГ
- Приказ МОН РБ №1869 от 20.09.2021 о Дорожной карте по ФГ
- От МОН РБ (20.09.2021) О форм-нии ФГ школьников
- Приложение к приказу №1869 Дорожная карта по ФГ
- Программа Модуль "Формирование функциональной финансовой грамотности" (5-9 кл)
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 03.02.2023 №80 О введении модели формирования функциональной грамотности
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 04.02.2023 №82 Об утверждении модели формирования функциональной грамотности
2023-2024 уч.год
- Приказ УО от 14.09.2023 №480 Об участии обучающихся в осенней сессии проекта Онлайн-уроки ФГ
- ПРИКАЗ УО от 22.09.2023 № 500/1 Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты"), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций г.Салавата на 2023-2024 учебный год
- Приказ УО от 28.09.2023 №510 О проведении тестирования обучающихся по ФГ на портале РЭШ
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 15.09.2023 №408 Об участии обучающихся в осенней сессии проекта Онлайн-уроки ФГ
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 02.10.2023 №450 О проведении тестирования обучающихся по ФГ на портале РЭШ
- График проведения тестирования обучающихся по ФГ на портале РЭШ
2022-2023 уч.год
- Приказ МОиН РБ от 22.02.2023 №485 о мониторинге сформированности функциональной грамотности по направлению «естественно-научная» с контролем объективности
- Приказ УО от 27.02.2023 №110 О проведении мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 8 классов по направлению "Естественно-научная"
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 27.02.2023 №107 О проведении мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 8 классов по направлению "Естественно-научная"
- Приказ УО от 09.12.2022 №613 О проведении мониторинга по функциональной грамотности 9 классов
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 09.12.2022 №603 О проведении мониторинга сформированности ФГ обучающихся 9 классов по направлению "Математическая"
- Приказ УО от 02.02.2023 №62 Об участии общеобразовательных организаций в весенней сессии проекта Онлайн-уроки ФГ
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 03.02.2023 №77 Об участии обучающихся в весенней сессии проекта Онлайн-уроки ФГ
- Приказ МОиН РБ от 20.01.2023 №145 О мониторинге сформированности ФГ обучающихся 5-х классов
- Приказ УО от 23.01.2023 №31 О мониторинге сформированности ФГ обучающихся 5-х классов
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 23.01.2023 №38 О проведении мониторинга сформированности ФГ по направлению "Читательская грамотность" обучающихся 5-х классов
- Модель формирования функциональной грамотности на 2022-2023 уч.год
- Приказ МБОУ "СОШ №4" от 18.11.2022 №536 О проведения тестирования обучающихся по ФГ на портале РЭШ